Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Сборник рассказов: «Сумасшедший мир и мир сумасшедших»

8. Почему бабушка у психотерапевта должна быть ведьмой?

В застойные времена на прилавках книжных магазинов изредка появлялись руководства по психотерапии. Маленькие, связанные с какими-то частными вопросами медицинской практики. И большие, всеобъемлющие, на любой вкус.
Все они, вне зависимости от тематики и таланта составителя были поразительно единообразны.
Сначала шла игра мускулов и лихая рубка голов представителей чуждой нам идеологии. Затем читателей убеждали, что советская психотерапия не только может, но и просто обязана. И, наконец, если оставалось место, приводились примеры, подтверждающие сказанное.

Психотерапевтической практике это ничего не давало.
Можно было показать Фрейду кузькину мать. Можно было не показывать. И даже фрондировать на кухне. Говорить, что не хлеб всему голова, а секс. Что-то искать помимо. У кого-то учиться. На кого-то ссылаться. Именовать себя учеником, последователем и даже приемником. «Старик Довженко нас заметил и в гроб, сходя, благословил…».
Все у кого-то учатся. Фрейд учился у Шарко и Бреера. Были ученики у Дюбуа и Бехтерева. Учеников Кашпировского больше, чем сыновей лейтенанта Шмидта.

Дело не в учителях и не в методиках. Хотя и то и другое важно. Дело в индивидуальных возможностях психотерапевта.
При их наличии заиграет любая методика. При отсутствии не поможет и овладение всеми знаниями накопленными человечеством. В области психотерапии, разумеется.
Из чего исходит больной в поисках врача. Из специальности, в первую очередь. Терапевт, хирург, невропатолог.
Хочется попасть к опытному специалисту. Потом личные качества. Не злой, добропорядочный. Не трепач, не хапуга. Ну, и, чтобы человек был хороший. В принципе.

От психотерапевта помимо всего этого требуется нечто. И это не всегда конкретное, трудно уловимое и атрибутируемое «нечто», подчас является наиболее весомым аргументом при выборе.
Имидж психотерапевта определяют малосущественные на первый взгляд детали. У одного психотерапевта эти детали не звучат и ровным счетом ничего не значат. У другого являются определяющими.
Что-то идет от внешнего вида. Сплошь и рядом, со вкусом одетые, пахнущие французским одеколоном и дорогими сигареты красавцы, проигрывают неухоженным, заросшим трехдневной щетиной неряхам.
Первые пользуются успехом у богатых лам с комплексами.

Прочим, и таких большинство, хочется чего-нибудь такого, этакого. Волшебства что ли. А волшебники редко бывают красивыми и обольстительными как Ален Делон.
В части случаев привлекает выраженная психическая ненормальность. В Х1Х веке к знаменитому московскому юродивому Корейше приходили за советами и помощью толпы людей.
Многие уверены, что человек не от мира сего может нечто, чего нельзя узнать в этом мире. И повлиять, соответственно. Помочь. Исцелить. Направить на путь истинный.

Значение имеет манера поведения. Она должна быть в контексте и не противоречить.
Одни психотерапевты резки и нелицеприятны. И выедут себя как законченные грубияны.
Другие, напротив, готовы объять и утешить. Их общение с больным напоминает возню с нуждающимся в опеке и защите ребенком.

Важна уверенность в своих силах. В своем, так сказать, всемогуществе.
Наличие обширных знаний не всегда гарантирует успех. Знания необходимы, разумеется. Но, как предпосылка. Для того, чтобы определиться. Понять о чем идет речь. И не лечить словом, там где нужен нож..
Но это не должно выступать и давить. Как техника в игре актера.

Более того, в силу многих обстоятельств, больных не всегда доверяют официальной медицине. И откровенно предпочитают полученным в процессе обучения сведениям, дарованные свыше качества и свойства.
Психотерапевтам приходится оправдываться.

— Я, конечно, так уж вышло, учился в медицинском институте. Но гипноз у меня не «научный», а всамделишный, «природный». По наследству полученный. От бабки ведьмы…
А что делать? Из института врач выходит более или менее убежденным материалистом, а пациента интересует сверхъестественное воздействие. Может быть даже колдовство.

Это на семинарах и конференциях можно быть в авангарде и высоко нести знамя науки. А во время лечения, наедине с больным возникают варианты. И с этими вариантами следует считаться.
Против требований широких масс страждущих не порешь.

Какой уж тут психоанализ. Погрузить в состояние гипнотического сна ещё можно. Дескать, пока вы тут спите, ваша болезнь уходит. С моей помощью, разумеется. А вот многодневное копание в описках, обмолвках, сновидениях. Поиски эротических конфликтов в раннем детском возрасте ни к чему. И времени уходит много. И больной не поймет.
Если больному сказать, что невроз у него развился из-за того, что его жена ушла к соседу, он оценит вашу проницательность. А вот за Эдипов комплекс может набить морду.

И не нужно обманываться респектабельностью больного. Кругом его общения. Больной может грамотно рассуждать о теории относительности или черных дырах во вселенной. А его суть, естество так сказать, ориентировано на бабок-шептух и колдунов.

И то, что один приемлет это в чистом виде, а другому требуется суперсовременная оболочка. Что-нибудь вроде биоэнергетики или контакта с высшим разумом и звездными мирами, не играет роли.
Кто-то кодирует больного или колдирует. Держит его за зомби.

У кого-то брызжет через край энергия. И он заряжает ею воду, кремы, лосьоны, фотографии. Можно приложить или приложиться. Полная свобода выбора. «хочешь, мойся, а хочешь, торгуй…». Как пели когда-то по другому поводу.
С одной стороны чушь. А с другой стороны помогает. И часто помогает это, а не что-нибудь другое.
Сын вождя одного африканского племени окончил Сорбонну. Стал квалифицированным психотерапевтом.
У него на родине среди населения бытовало какое-то острое психотическое расстройство. Что-то вроде
амока. И тамошний шаман избавлял от него с помощью ритуального танца.

У психотерапевта, имевшего диплом одного из самых престижных медицинских факультетов мира, ничего не вышло. Ни в одном случае он не добился эффекта. Несмотря на то, что папа-вождь был этим недоволен.
Его, основанные на последний достижениях науки приемы и методы, были чужды населению А веру во всемогущество шамана и целебные свойства его танца они впитали с молоком матери.

По чину психотерапевту положен ореол. Большой или маленький. Видимый всеми без исключения. Или немногими.
И это не мистика. Речь идет о восприятии определенных целебных свойств, как бы изначально исходящих от него.
Частью это происходит осознанно. Частью интуитивно, на уровне подсознания.
Вначале психотерапевт работает на свой ореол. Затем ореол работает на психотерапевта в силу информации, которая переходит от одного больного к другому.

— Не слышали!? У Григория Григорьевича был рак в запущенной форме… Три сеанса и как не бывало!!! Петр Петрович погибал от одышки. Ну!? Что ну! Бегает на длинные дистанции. Рекордсмен нашей улицы. А Семен Семенович поет басом в хоре. Семен Семенович!? Он и шепотом с трудом говорил! То-то.

Получив подобную информацию, будущий пациент настраивается на нужную волну. Он уже под воздействием. Он уже под воздействием. Он почти готов.
Осталось только выздороветь и восславить.
Помимо всего прочего психотерапевтический ореол имеет конкретное выражение. Оно определяется размером полученного гонорара.

Огромная практика была у Бехтерева. Фрейд, подсчитав, что его методика слишком трудоемка и требует много времени, счел возможным удвоить плату.
В Советском Союзе врачебный гонорар именовался взяткой. И вкусив от благ сих Съев кусок другой полученной от больного курицы. И выпив рюмку водки, тоже не купленной в магазине, врач знал, что совершает уголовно наказуемое деяние.

В большинстве случаев, всё было не столь драматично. И рука дающего, так или иначе, соприкасалась с рукой берущего. За исключением тех случаев, когда наверху пускали волну.
Так случилось в конце правления покойного Брежнева. Когда Черненко, тоже покойный, представил в политбюро записку, в которой говорилось, что врачи берут и берут «не по чину».
Врачей тоже начали брать. Чуть ли не по разнарядке.

Декларируемые государством принципы не вполне соответствовали реалиям. Более того, они противоречили им.
С одной стороны медицина была бесплатной. И в силу этого каждый имел право. С другой, государство не доплачивало, что порождало неформальные, скорее капиталистические, чем социалистические отношения между врачом и пациентом. Подталкивало к ним.

С одной стороны, конституция гарантирует. С другой, «Паниковский не обязан верить…». И знакомые не советуют. Они утверждают, будто в медицинском Евангелие от Гиппократа Черным по белому написано: «Кто даром лечится, тот лечится даром».

Врачи не выдумали психотерапии. Они просто взяли её на вооружение. И при помощи разных способов, включая законодательные, стали оттеснять недипломированных конкурентов.
Несмотря на гонения, народная психотерапия в лице её представителей — бабушек-шептух и целителей-дедушек не исчезла вместе с другими пережитками, а обслуживала превеликое множество людей..
Опытные, житейски мудрые целители отсекали чужое — онкологию, тяжелые психические расстройства. И брали на себя ту часть патологии, при которой психотерапевтическая помощь была и уместной, и полезной.
Законченные пройдохи и рвачи тоже встречались.

Когда сняли запреты, альтернативная психотерапия вышла из подполья и довольно быстро взяла верх над официальной психотерапией.
И пошли. Выскочили, как черти из табакерки колдуны, ведьмы белые и черные, экстрасенсы всех мастей рангов и направлений, контактеры, специалисты по практической магии и т.д. и т.п.
И был спрос. Поначалу огромный. И был успех. Пусть не у всех. Пусть временный, в большинстве своем. Но впечатляющий. На уровне чуда. И всем хотелось приобщиться.

Если чудо возможно в принципе значит можно рассчитывать. Сегодня с кем-то, а завтра со мной…
У больного общества не может быть здоровой медицины. И дело зашло далеко. Почти как в том африканском племени. И никакие Сорбонны не помогут. Важно, чтобы бабушка была ведьмой.

Один комментарий

Add a Comment
  1. Неплохой рассказ о психиатре. http://www.proza.ru/2014/01/21/1887

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016
6