Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Бруно Беттельгейм — «Просвещенное сердце»

Бруно Беттельгейм (Bruno Bettelheim)

Бруно Беттельгейм (Bruno Bettelheim)

Бруно Беттельгейм, также Беттельхейм, Беттельхайм (нем. Bruno Bettelheim, 28 августа 1903, Вена, Австрия — 13 марта 1990, Силвер-Спринг, штат Мэриленд, США) — американский психолог и психиатр австрийского происхождения.

Является основоположником ряда теорий, изучающих поведение людей в экстремальных условиях концлагеря, трудов по исследованию аутизма, мужского взросления и его ритуалов, психологической роли волшебных сказок и чтения вообще в воспитании детей.

В книге «Просвещенное сердце» автор  описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.

Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Нацистский лагерьПравило 3. Введи коллективную ответственность.

Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, когда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.

Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит. Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках — цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

gh7jПравило 5. Заставь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования).

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

112143_300Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему».

tumbalele.livejournal.com/56518.html

Один комментарий

Add a Comment
  1. мне стыдно что я такой умный, вроде интерестная статья, но проведя жизнь себарида, тунеядца и празднолюбца — не нашёл ничего для себя нового, возможно статья гавно(это не про «Просвещенное сердце»), но скорее всего, дело в том, что когда у тебя есть неограниченое время, относительно счастливое детство и даденый природой характер, ты невольно учишься предощущать события, содеяное и предупреждённое, предвосхищение и осознание уже произошедшего, вобщем всё то, что даётся либо с опытом либо как дар, возможно с неким мистическим переживанием в прошлых проявлениях жизни, если таковые имеются, и наличие не биологической(надбиологической) формы существования не просто объяснение некоторых необъяснимых с точки зрения логики событий
    в любом случае всё происходящее происходит в трёх «вселенных»: предзнаменование(осознанная или нет предопределённость), собственно событие и наконец осознание проишедшего
    если с первой вселенной всё в порядке, остальные становятся болеменее комфортными, в противном случае наступает ад, в той или иной его форме, где личность обучается созиданию первой вселенной посредством внешнего давления

    п.с. свойство сопереживания, сочувствия — восприятия посредством не только первой сигнальной системы, но в следствии мотивации познания, проницательности — того, благодаря чему о тебе говорят — «душа компании», «без него не то», «как ты это делаешь?» итд, итп

    вобщем, всё определяется теми или иными мотивами, что действительно движет человеком, то и определит, будет он закопан и сожжён или прочитан и любим

    проще говоря, основная мысль этой безусловно полезной для кого-то статьи в том, что человек свободен и не свободен одновременно и в любых условиях, но есть иллюзия свободы, максимально приближенная к свободе реальной и ощущается она либо при отсутствии свободы внешней либо при умении создавать первую вселенную, ту в которой существует твой собственный закон, твои и только твои табу и вкусы, и осознание того, что нарушая этот закон, ты умертвляешь себя
    если для осознания этого нужно пройти тот или иной путь, этот путь будет пройден, если нет — нет

    верить в реинкарнацию и прошлый опыт пожалуй не обязательно, достаточно уметь воспринимать себя и других со стороны, абстрагировано от своих сеюминутных сигналов поступающих в мозг от зрительных и слуховых нервов, от желудка или половых органов

    само мироощущение не укладывается в сеть нейронов, несмотря на то что связей в этой сети больше чем атомов во вселенной, в это я верю, в то, что нечто стороннее общее для всех способно созидать несметную гамму сочувствий и сопереживаний в каждом из людей, возможно я не прав и всё ограничивается биологической формой нейросети каждого отдельно взятого организма, и все межличностные связи ограничены вербальными и визуальноаккустическими образами и их анализом, но всё же я верю, что есть нечто над этим, нечто единое и целостное, что движет людьми посредством неких посредников т.е. таких же, но уже частных сущностей интерактивно связанных с биологическими формами бытия

    в древнем египте существовало верование, которое предпологало наличие богов количеством равным количеству людей на земле, я склонен пологать, что есть некий единый разум, и множество его видений и пониманий как среди атеистов, так и среди людей различных конфессий, и эти проявления или отражения общего разума настолько же реальны как сам человек или этот всеобщий разум, как заметил альберт эйнштейн «пронизывающий всю вселенную»

    но опятьже, даже если исходить из того что биологическая форма разума есть предел и беря во внимание, что связей между нервными клетками мозга, как заметил выше — больше нежели атомов во вселенной, то и сам межушной нервный узел уже сам по себе способен на мнгое — много большее, нежели доводилось тому или иному индивиду и всему человечеству за условное время его пребывания в том виде в котором его видят как простые смертные вроде меня, так и все гении и пациенты вместе взятые

    подитожив замечу, любому приходится проживать те или иные события, в той или иной мере наяву, в той или иной мере в сознании, в той или иной мере в предощущении и сопереживании, но в конечном итоге события будут осознанны, тем или иным способом в той или иной мере смещённым в область воображения ли материальногого мира, биоквантовых преобразований нейросети и прочих взаимодействий полей и частиц

    любой хаос, всего лишь иллюзия нарушеной гармонии и то что выглядит более гармоничным не является большей гармонией, так же со свободой и её отсуствием, всё это части одной гармонии, которая может быть увидена, только при взаимодействии всех связей нейронов в одном человеческом мозге, если не вдаваться в метафизику и прочее и прочее

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016