Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Пограничные краски «безрассудного искусства»

Аутсайдер-арт

Аутсайдер-арт

Соприкоснувшись с таким экзотическим направлением искусства как аутсайдер-арт, и ознакомившись с историей его развития, пожалуй, наиболее удивительным оказалось то, что интерес к творчеству художников имеющих психиатрический опыт, вовсе не модное веяние современных тенденций.

Выставка творчества аутсайдеров

Выставка творчества аутсайдеров

Ещё в 1812г. американец Б.Раш в работе «Душевнобольной», восторгался талантами, развивающимися при манифестации страдания.

Далее рисунки больных в клинико-диагностических целях изучаются преимущественно А. Тардье, М. Симон, Ч. Ломброзо в XIX веке и Р.де Фурсаком и А.М. Фэем в начале XX в. В 1857г. шотландец В.Броуни работой «Искусство в безумии», в 1880г. итальянец Ч. Ломброзо трудом «Об искусстве помешанных» и в 1907г. их французский коллега П. Мондье (под псевдонимом М.Режа/M.Reja) трудом «Искусство сумасшедших» впервые столь высоко определяют статус исследуемого.

Творчество душевнобольных

Творчество душевнобольных

Начало ХХ века и поворот эпохи на иррациональное вновь расставил новые акценты отношений. Область подсознательного изменила игроков и их функции: искусство не результат отражения действительности, а способ установления психологических связей художника и зрителя с трансцендентным пространством (сюрреалисты, абстракционисты, супрематисты и т.д.), не поддающимся однозначной трактовке. Создание нового языка искусства требует расшифровки иногда в виде немалого количества текста (манифесты, буклеты, трактаты), сопровождающего выставки и перформансы и акции.

"Безрассудное искусство"

"Безрассудное искусство"

Творчество душевнобольных, аутсайдеров не всегда вступает в диалог со зрителем, но даже в ситуации психоза таинственные «монологи» представляются диалогами, со своим потусторонним, потаённым, иным миром.

В отличие от нашего общепринятого мира, альтернативных психопатологических «миров» существует столько, сколько и больных. Криптограммы творчества могут быть доступны для дешифровки посвящённым (близким или врачам).

На «кухне» креативного процесса присутствуют основные игроки: творчество и «психиатрический опыт».

Возникает альянс весьма сложного характера, порождающий аналогии с дуэтом Муз и Бесов… Вполне допустима аналогия безумия с наготой: она привлекательна при рассматривании других, недаром «вуайеризм… – распространенный мотив покупки картин душевнобольных».

Выставка аутсайдер-арта

Выставка аутсайдер-арта

Принародно примерить «символы греха» – способствовать самостигматизации, испытать стыд, осуждаемый общественными догматами. Безумие действительно зачастую пугает обывателя, хотя временами его обнажение становится даже «модным», «привлекательным».

В ушедшем веке, согласно концепции Д. Майзелса, «маргинальные искусства» подразделяются на архаическое, этническое, ярмарочное, наивное, любительское, знахарское, медиумическое, и творчество – детей, заключенных, в душевнобольных…

Творчество аутсайдеров

Творчество аутсайдеров

Практически все эти виды «пограничного» творчества были представлены на выставке «Безрассудное искусство» проходившей в Сургутском краеведческом музее в марте-апреле 2008 года. Всего было выставлено около 120 работ собранных из трёх крупнейших в России коллекций искусства аутсайдеров. Это картины из собрания авторитетнейшего в данной области Московского музея творчества аутсайдеров, коллекции Арт-проекта «ИНЫЕ» (г. Ярославль), и Кировского регионального отделения общественной организации «Новые возможности».

Подборка авторов представленных в «Безрассудном искусстве» достаточно солидна. Это и общепризнанный классик ар-брют советского периода, А.П. Лобанов работы которого выставляются в крупнейших галереях современного искусства, и набирающий популярность, творчески растущий молодой художник А. Колеватов. Не оставляют равнодушными и сразу бросающиеся в глаза буйством красок медиумические картины Катюши и пользующегося невероятным успехом у западного зрителя Н. «Алмазова».

Творчество психически больных

Творчество психически больных

Самые восторженные отзывы у некоторых посетителей выставки вызвали работы французских художников Мишеля Неджара и Марилен Пелози, причём если Неджар поражает архаичной простотой и некой первобытностью творчества, то картина Пелози притягивает внимание потрясающей тщательностью проработки и даже несколько пугающей близостью понимания замыслов автора. А ведь ещё были выставлены Э. Емельянцев и Галина Корзина, Марта Грюненвальд и Сенечка Данилов…

Ценители подлинного искусства и психиатры давно заметили, что «гениальность и помешательство», (а именно так называется знаменитая книга итальянского психиатра Ч. Ламброзо, написанная в начале 20 века) часто соседствуют. Психические нарушения, способные вывести человека из активной жизни в реальном окружении и в то же время приводят порой к неожиданным творческим выплескам. Случаи, когда люди с психиатрическим опытом открывали новые горизонты в развитии искусства, нередки – достаточно назвать Ван Гога, Врубеля и Сальвадора Дали, чтобы понять, что эти люди мыслят совершенно особым образом.

Выставка аутсайдер-арт

Выставка аутсайдер-арт

Не каждый музей может позволить взять на себя смелость осуществить подобный проект – выставку, которая способна перевернуть наши представления об искусстве, повлиять на наше сознание. Столь откровенные «мысли на бумаге», материализованные в красках и линиях, доступные и недоступные пониманию, рожденные непостижимыми видениями и в то же время чистой душой, не знающей искушения этого мира, не могут оставить равнодушными.

Список литературы:

1. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., «Прометей», 1994.
2. Ахмадулина Б. Мой долг ещё не исполнен // «Аргументы и факты», № 15, 1997.
3. Бабаян Э.Я, Морозов Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б. «Изобразительный язык больных шизофренией» -3 тома, // Базель, «Sandoz LTD», 1982–1984.
4. Богемская К.Г. Арт-брют и наивное искусство // Сборник «Современное наивное искусство России». – Москва, 1998.
5. Богемская К.Г. Понять примитив. Самодеятельное, наивное и аутсайдерское искусство в ХХ веке. – СПб, «Алетейя», 2001.
6. Болдырева С.А. Рисунки детей дошкольного возраста больных шизофренией. – М., «Медицина», 1974.
7. Вачнадзе Э.А. Некоторые особенности рисунка душевнобольных. – Тбилиси, 1972.
8. Дёринг К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. – СПб НИИП им .В.Бехтерева, 1996.
9. Идиотия как стратегия современного искусства // Художественный журнал. – 1999. — №26/27.
10. Карпов П.И. Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства и техники. — М., Ленинград, «Главнаука», 1926.
11. Копытин А.И. Основы арт-терапии. – СПб., «Лань», 1999.
12. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. – Симферополь, «Реноме», 1998.
13. Мигунов А.С. Маргинальное искусство. – М., Издательство Московского университета, 1999.
14. Мигунов А.С. Философия наивности. – М., Издательство Московского университета, 2001.
15. Мигунов А.С. Маргинальное искусство в России // Сборник докладов «Вторые Алмазовские чтения. Роль творческой личности в развитии культуры провинциального города». – Ярославль, 2002. — С.215-218.
16. Резерфорд А. Искусство аутсайдеров в России: взгляд с Запада. // Искусство посторонних. – М.,2000. – С.67-70.
17. Реховских И. «Попытка самоопределения художественной коллекции «ИНЫЕ» в системе современного культурного пространства», журнал «Исцеляющее искусство», № 4, 1999.
18. Самохвалов В.П. Психический мир будущего. – Симферополь, ИКФ «КИТ», 1998.
19. Тевоз М. Ар-брют. – Лозанна, «Skira Bookking», 1995.
20. Хайкин Р.Б. Художественное творчество глазами врача. – СПб, «Наука», 1992.
21. Яркина А.Н. Творчество аутсайдеров в системе внеакадемического искусства // Сборник докладов «Современное наивное искусство России». – М., 1998.
22. Яркина А.Н. Искусство аутсайдеров в России // Искусство посторонних. – М., 2003. – С.29 -37.
23. Ясперс К. Общая психопатология. – М., «Практика», 1997.
24. Abakumov V. Outsider Art in Russia // Manifestations of Contemporary Folk Art and Outsider Art. – Finland, 2003. P. 72 –78.
25. Cardinal R. Outsider Art. – London, «Studio Vista», 1972.
26. Reja M. «L’Art Chez Les Fous», /1907/, «Z’editions», 1994.

Источник: http://skmuseum.ru

4 комментария

Add a Comment
  1. Здравствуйте! В статье, опубликованной на вашем сайте «Пограничные краски «безрассудного искусства» в списке литературы упоминается название книги Дёринг К., Плог У. Заблуждаться свойственно человеку. – СПб НИИП им .В.Бехтерева, 1996. Очень давно ищу ее. Подскажите, где можно найти.
    С Уважением,Юлия

  2. По моему скромному мнению,данная статья не более чем очередная попытка лишний раз исказить,придать неблагозвучную форму и принизить всеми доступными(и не очень)методами Современное Искусство в любом его проявлении.И ничего удивительного здесь нет — любое непривычное и выбивающееся из общей бесформенной массы явление,воспринимается среднестатистическим гражданином в большинстве случаев непонятно и страшно.И даже не потому,что многие люди попросту НЕ УМЕЮТ,и даже НЕ ЖЕЛАЮТ развивать своё воображение(хотя факт)а потому,что людям стало уже просто свойственно(!) привыкать к плодам массовой культуры.И конкретно ЭТИ рисунки(повторюсь) — не более чем культурное отражение т.н «общества,»согласитесь,это уже более чем просто вопрос восприятия)

    P.S.Я никого не хотел обидеть,но писать о вещах,представление о которых сомнительно в корне — как минимум глупо.Так не годится.Надеюсь что здравомыслящие люди,прочтут не то,что они хотят ДЛЯ СЕБЯ услышать.

  3. Имею у себя в библиотечке, книгу:
    http://www.ozon.ru/context/detail/id/89729/#308

    Очень бы хотелось знать мнение о большинстве произведений, собранных там, профессионала.
    По-моему очень занимательная книга для психиатра :)

    1. Врач-психиатр

      Было бы интересно взглянуть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016