Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Эволюция рисования у детей определяется возрастом, однако во многом зависит от воспитания, обучения дома и в детском саду, от способностей и заинтересованности ребенка. Наряду с общими закономерностями рисования, свойственными определенным возрастным группам, имеются индивидуальные различия. Эти особенности, как отмечают Alschuler и Hafiwick (1943), проявляются не только о том, что дети изображают, но и в использовании цвета, пространства, линий, формы. В период с 3 до 7 лет рисование является изобразительной деятельностью. Зрительное восприятие играет ведущую роль в изобразительной деятельности дошкольника (Н.П. Сакулина, 1965). С 6-7 лет в рисунках начинают проявляться отдельные элементы зрительного реализма: профильный поворот фигуры человека, непрозрачность, заслоняемость предметов, уменьшение предмета с удалением его (Е.А. флерина, 1956).

Ребенок не только изображает окружающий его мир, но и выражает свое отношение к нему. Он рассматривает лист бумаги как плоскость, не передает светотени и перспективу. Изображаемый им образ носит плоскостной характер (Ю.В. Станэк, 1966).

Некоторые авторы дают фрейдовскую трактовку формирования представления образов у детей. Так, по данным Meili-Dworetzki (1957), образ человека в представлении маленького ребенка строится на основе подсознательного общего чувства. В противоположность этим авторам Н.П. Сакулина (1965) указывает, что рисование является одним из средств отражения предметов и явлений реального мира. Дети рисуют то, что их интересует, поэтому рисунки дают много информации о мыслях, знаниях и чувствах ребенка. «Детский рисунок обладает свойствами, сравнивыми со свойствами почерка» (Traube, 1937).

В характере детских рисунков выявляется своеобразие психических процессов: восприятия, мышления, эмоций и воли. В дошкольном возрасте процесс рисования сопровождается речью, рассказом. Речь и рисование лишь в совокупности составляют полноценный процесс выражения. Таким образом, развитие рисования у детей тесно связано с развитием речи (Н.П. Сакулина, 1961).

И.А. Грошенков (1964) особо обращает внимание на роль рисования в развитии и восприятии и пространственных представлений. Изобразительная деятельность, как отмечает Н.П. Сакулина (1960), способствует развитию зрительного восприятия, осязания, кинестезии и зрительно-двигательной координации.

В литературе имеется точка зрения о том, что дети дают обощенное, отвлеченное от конкретности изображение, например «человека вообще», «животного вообще». Н.П. Сакулина (1953) вскрыла ложность такого взгляда на детский рисунок. Она указывает, что рисуя, дети всегда имеют в виду нечто определенное, конкретное в меру своего знания жизни. Общность изображения не говорит еще об общности содержания. По мере обогащения жизненного опыта, накопления впечатлений, а также по мере развития умения рисовать детские рисунки приобретают все более конкретный реалистический характер. Утверждение буржуазных авторов о том, что дети рисуют не так, как видят, а как знают, неверно. В рисунках дети пытаются изобразить предметы и явления такими, какими они видят их и воспринимают в действительности. Однако не на всех ступенях развития рисования они обладают умением делать это правильно и грамотно. «Следовательно, — продолжает Н.П. Сакулина, — схематичность изображения не является присущим детскому возрасту обобщением и абстракцией, а лишь доступной детям ступенью изображения».

По мнению М. Вана (1914), Luquet (1927) и некоторых других, воспитатель должен предоставлять возможность ребенку рисовать, как он хочет, не навязывать свой стиль и свои темы.

В отличие от буржуазных авторов, которые рассматривают эстетическое развитие как спонтанный процесс, советские педагоги и психологи во главу угла ставят процесс воспитания и обучения. Они подчеркивают необходимость обучать ребенка наблюдательности, активно направлять его внимание, объяснять окружающее, выделять и подчеркивать то, что делает рисунок красивым. Формирование изобразительной деятельности наиболее успешно происходит при правильно организованном обучении (Е.А. Флерина, 1924; Н.П. Сакулина, 1960; Т.С. Комарова, 1964; Е. Коссаковская, 1964).

Наблюдения Н.М. Зубаревой (1969) показывают, что дети, которые обучаются, более способны к эстетическому восприятию, чем дети, с которыми не ведутся такие занятия.

В.А. Езикеева (1959) указывает на необходимость воспитывать у дошкольников чувство цвета, так как цвет в картине придает образу то эмоциональное звучание, которое необходимо для полного раскрытия замысла. Она считает педагогически правильным как можно раньше вводить сравнение предметов по форме и цвету. Вначале она рекомендует устанавливать различия между предметами, затем переходит к установлению сходных черт.

Для правильного эсеттического отношения к цвету нужно, чтобы контуры предмета дети рисовали простым карандашом. Это поможет ребенку сначала выделить форму предмета, а затем передать его цвет (Т.С. Комарова, 1963).

Учитывая значение графически-декоративной стороны рисунка, Н.П. Сакулина (1959) рекомендует детям дошкольного возраста давать темы о природе, временах года, праздниках. При правильном руководстве рисование может служить средством развития ребенка.

Современные дети проявляют желание научится лучше рисовать не в 10-12 лет, как было в дореволюционное время, а в 4-5 лет (Н.П. Сакулина, 1953). В детских рисунках отражается современность.

Изобразительная деятельность — это отражение окружающего мира (Е.Г. Ковальская, 1964). В настоящее время дети чаще всего рисуют космонавтов, спутники, ракеты, космос. Мальчики чаще изображают технику: подъемные краны, экскаваторы, автомашины, вертолеты, самолеты, танки, пароходы, значительно реже — лошадец, домашних животных и птиц; исключение составляют дети, которые проявляют к ним особую любовь.

Ряд авторов обращают внимание на половые различия в рисунках девочек и мальчиков. Эти различия сказываются в тематике и технике рисунков. И.Д. Ермаков (1922) отмечает, что девочки любят изображать животных как необходимый элемент домашней обстановки, придающий дому уют. мальчиков, наоборот, интересует изображение солдат, лошадей, мчащихся всадников. Мальчики живо откликаются на военные события. У девочек этот интерес встречается крайне редко.

Traube (1937) указывает, что мальчики предпочитают рисовать транспортные средства (поезда, пароходы, коляски, самолеты и т.д.), а девочки — дома.

По данным А.В. Бакушинского (1925), у мальчиков обнаруживается большое тяготение к динамическим настроениям. У них имеется специфический «мужской» круг сюжетов. Они склонны опускать подрбности. Девочки больше склонны к статичности. Они используют украшения, декоративное и орнаментальное оформление, у них мелочи и подробности нередко преобладают.

Чаще всего дети рисуют фигуры своего пола: мальчики — в 74% случаев, девочки — в 97% случаев (Weider, Noller, 1950). Мальчики изображают преимущественно динамические объекты, девочки — картины природы. Девочки проявляют склонность к украшательству (ваза с цветами, занавески), каждую деталь стараются разукрасить разным цветом, поэтому рисунки выглядят естесственно и весело (van Krevelen, Martens-Wartena, 1955).

Lewering (1928) отмечает, что девочки более оригинальнее и лучше определяют цвета. Мальчики больше соблюдают пропорцию и перспективу. Мальчики чаще рисуют человечков в действии. Девочки больше уделяют внимание деталям лица. Голову они рисуют больших размеров, а стопы — меньших, чем мальчики.

Мальчикам свойственна военная тематика рисунков. у девочек она встречается чрезвычайно редко. Половые различия сказываются на величине изображаемых предметов. Девочки чаще миниатюристки, чем мальчики (В.А. Артемов, 1929).

Таким образом, имеющиеся публикации о художественном творчестве больных шизофренией относятся главным образом к взрослым. Небольшое число исследований посвящено изобразительному творчеству детей школьного возраста, страдающих шизофренией. Показано некоторое своеобразие из рисунков. Однако отсутствуют систематизированная оценка последних и сравнение с контрольными группами — здоровыми детьми.

Что касается детей дошкольного возраста, больных шизофренией, то их творчество в литературе представлено лишь отдельными наблюдениями. Специальных исследований в отечественной и зарубежной литературе не имеется. Совершенно не отражены в печати приемы и методы лечебно-коррекционной работы с больными.

15 комментариев

Add a Comment
  1. Есть теория, что многие заболевания есть следствие похищения.
    Я собираю свидетельства похищений. Если у Вас такое есть, напишите мне на comeseeme@rambler.ru

  2. Ниро,тебя подчиняли наверное чтобы вылечить,таблетками подчиняли твою волю мне кажется,по крайней мере от того что ты написала отталкиваюсь!

  3. Я целиком и полностью с вами согласен.Браво с большим уважением.

  4. многие гении сходят сума, но сумасшествие не является признаком гениальности….на мой взгляд шизофрения самое загадочное заболевание, которое носит не только приобретенный но и врожденный, а также и наследственный характер… при этом человек действительно может отличаться не только средней но и повышенной способностью творческих самовыражений, логикой в полном понимании ее, и по мимо прочего у него часто сильно развита интуиция….

    1. единственная причина это предрасположенность как часть общего детерминизма, нечто ведущее человека по тем или иным стопам
      можно анализировать, привносить некие пояснения, личные взгляды, собственное понимание, которое возможно сгладит картину болезни, этим занимаются теологи, психологи, психофармакологи через воздействие непосредственно на химструктуры человека
      но есть одна основа — внутренний конфликт, конфликт веры и реальности, конфликт восприятия и данности
      с самого рождения формируется человечек его мир, впитываются операнты восприятия, предметы, сентенции, всё что впоследствии складывается, разделяется, создаются некоторые законы, в той или иной мере навязанные извне, в той или иной мере генерируемые самим человеком — его наблюдением и вниманием к окружающему миру
      так создаются некоторые научные и какбы неоспоримые миры, тоесть также как упомянутые религии, психология, философии и тем не менее ни человеческий мозг ни гипотетическое сознание какбы стоящее над телом, не изучены достаточно чтобы создавать нечто ограниченное и целостное биполярное либо больное либо здоровое, посему физиология и ограничивает пояснение здравия как комфорт, все события сопоставимые с комфортом как внутренним так и внешний в отношениях с миром с окружающими людьми итп
      болезньже какбы психологического характера это в начале упомянутый конфликт внутри сознания
      почему это происходит? единственная причина — уверенность, знания, вера, надежда, страх итд, всё что формируает некоторые границы, которые рано или поздно разрушаются, то как будет воспринято смещение границ так будет проистекать процесс
      единственное решение это исключение присутствия чегобыто нибыло якобы ненормального, именно создание догм и некоторых сказочных персонажей вроде бога, дьявола, и их производных, создаёт в религиозных людях определённого рода отклонения, и причина только лишь в том, что человек лишается критического восприятия любых неизведанных событий, когда дело касается его лично, так например человек якобы атеистичный в единочасье становится создающим богов, демонов итп
      мозг ребёнка и мозг взрослого по мере развития создаёт собеседников, созидает целые миры из того что якобы не запоминается или воспринимается какбы не серьёзно, из осознанного и нет формируется мир
      что происходит далее? при осознании при отсутствии собственных ограничений, кроме ограничений своего естесства, создаётся искусственный мир разрушаемый болезнью, а иногда банальным развитием науки и если человек не готов к тому что всё во что он верил может разрушится в один миг, что всё что якобы созидается извне всё равно формируется его собственным восприятием, если человек не готов к перспективе если он отказывается в течении детства и предпубертатного периода от некоторых своих особенностей и внимает внешним формам якобы однозначно верным, в конечном итоге происходит сбой, что всеголишь неосознанный внутренний конфликт между правдой и «истиной» где правда в буквальном, во всех событиях и формах приятия мира, а «истина» — некоторая замена в виде чегото внешнего
      лишение человека свободы — внутренних естесственных ограничений, создаёт несвободу как болезнь — ограничение догмами в конфликте с внутренним миром создающих решение в виде шизоиднопараноидальных личностей, депресси, мании, итд то что в своей основе является нормой, в том случае если страх предупреждающ, а воображение осознанно и является творческим процессом итп, вне сознательного, в ситуации в которой неосознанное переполненно ложью себе(в виде сокрытия, в виде изменения прочувствованного) приводит к сублимации в воспаление подсознания и проэкции, при проэкциях как в стадии компенсации болезни определяются извне, в посторонних людях в несовершенстве мира итд итд
      в стадии декомпенсации всё сокрытое чемлибо кроме природы человека, уже проявляется собственно дискомфортом личности, т.е болезнью

      всё это некий путь развития, сумашестве, гениальность, формирование тех или иных форм возрения, всё это предрасположенность, раскрывающаяся таким-то образом

      внутренний потенциал человека, его способности это стержень, если его гнуть, ломать, плавить, всё это в конечном итоге приводит к конфликту, так как кроме химической или физической формы есть некий матрикс, возвращающий всё на круги своя, генетический матрикс, а возможно есть и некий «верхний» геном, в свою очередь формирующий те или иные генотипы
      возможно есть некая реинкарнация в которой и проявляется эволюция в виде генетических форм и их взаимодействие, но опятьже, ни мозг ни генетика ни их гипотетические духовные операторы, ничего из этого не изучено и не будет изучено, так как изучение использует прошлый опыт и перспективу, а развитие это рост и изменеие как самих форм так и их перспективы

      страх неизведанного, но гдебы был это страх еслибы человек осознавал что всё сформировано им самим, тоесть не вселенная или природа, а личное восприятие таковых?
      костность взглядов, где бы те были еслибы человек стал более внимателен к истории, к происходящему с окружающими, с ним самим?
      всё это приходящее, а что вечно всё равно остаётся неизвестным:)

  5. шизоидность это свойство любой личности, крайне низкие показатели равно как и крайне высокие — могут проявляться патологией только с кореляцией другими своствами психотипа личности
    ни гениальность ни шизоидность не лежат в чёткой взаимосвязи, это всё отдельные свойства сознания, которые могут быть взаимосвязаны, а могут не быть
    по недавним исследованиям, темнеменее, и у талантливых исследуемых и у шизофреников были выявлены некоторые особенности нейрорегуляции, у тех и у других обнаружено свойство сниженной «фильтрации» мышления, разница только в том, что шизофреник не контролирует мыслительный поток и находится под властью своего биофармакокинеза(галлюцинации, параноидальный бред, аллогические идеи, итд), в то время как талантливый человек воспроизводит нечто оформленное, в литературе, живописи, музыке, математике(прикладной — архитектура, физика, астрономия, биохимия итп)

    как в любой патологии шизофрения это обратный процесс взаимодействия тела(психики) и духа(личности)

    по более старым, хотя и также недавним исследованиям, мозг любого шизофреника поражён тем или иным образом — гематомы, новообразования и как следствие биохимический дисбаланс

    олигофрения и шизофрения также могут быть связаны, а могут и не быть

    в любом случае определяющий фактор это волевой аппарат или «центр веры» он собственно и определяет действительно здравие психики, детский мозг всегда или почти всегда обладает большей гаммой восприятия, «коррекция» будьто социальная или психиатрическая может вызвать течение латентной шизофрении или скрытой, в первом случае болезнь отгорожена подсознанием, как у большинства нормальных людей, во втором — больной знает что болен, но адоптивен
    реальноже тоесть абсолютно здоровым человеком может быть только человек с аутокоррекцией, точнее с самостоятельным использованием волевого аппарата, отвечающего за общее состояние психики, в то время как такназываемые здоровые люди в большинстве своём гипнабельны и перепрограмируемы любой авторитарной(для них) личностью, структурой, якобы собственной идеей, и при таком стечении обстоятельств, стрессовые или напротив крайнеблагоприятные ситуации могут спровоцировать любую форму психодеструкции

    1. ну вот, теперь у вас новый «авторитет» видимо:) ране вы цитировали педивикию, а теперь как якобы подтверждение, мои записи, кстати если вы здесь модерите, очень хорошо, что вроде всё на месте, или почти, не важно, но часть каментов не отображалась, а теперь всё хорошо и главное, сразу появляется, что не может не радовать:)
      вобщем пока в наших с вами пересечаниях, кроме гипомании, сенсетивности, раздрожительности и агрессии от вас всё пальцем в небо, даже ссылки на меня любимого, но как по мне ниодно из вышеупомянутых моих качеств мне не в тягость, и для меня это не расстройства, а свойства моей личности, коюю я не ретуширую и не кастрирую, слава богу
      вы сами то себе какой диагноз поставите, доктор?

      кстати об агрессивности, современная генетика обнаружила ген агрессии, он в наличии у любого человека кроме людей с синдромом дауна, но я их в отличие от вас не считаю больными, а пологаю их, возможно неким эволютивным вариантом, точнее некий пример природы, что возможно следующий этап будет не только безагрессивный но и скажем более интелектуален нежели вы или я и при этом они будут не даунами и не латентными агрессорами вроде вас:)

  6. Потрясающе!

  7. Соглашусь всё таки с Midory — шизофрение и идиот — это разные понятия, диагнозы, и т.д.
    шизофреник не обязан быть умственно отсталым — искажение восприятия присутствует, но оно не свидетельствует об отсутствии логики… просто классификация понятий у шизофреников может просто основываться на отдаленных и неочевидных признаках. Вообще многие шизофреники довольно умны и талантливы. Вспомните хотя бы математика Нэша…

    1. Хочу вас поправить по поводу «Многие шизофреники довольно умны и талантливы». Шизофрения не признак гениальности, таланта и т.д. Шизофрения — это расстройство личности, душевная болезнь. А если короче, то скорее гениальность личности — причина шизофрении, но не наоборот.

      А рисунки, однако, прекрасный способ «взглянуть на мир глазами пациента». Хотя сам начинаешь сходить сума, после попыток осмыслить, понять и т.д. :-)

      Всем всего хорошего! Любви, счастья, здоровья. Живите, любите друг друга :-) и пусть в ваших головах будут всегда только светлые и добрые мысли.

    2. знаете мне 16 и я болела шизофренией три года я провалялась в психушке эти дни я не помню наверно из за таблеток которые там дают. О том что вы говорите чушь. Когда болеешь не думаешь что болен что не такой как все, не думаешь что говоришь делаешь ешь рисуешь спишь ты этого не замечаешь только слышишь голос терпкий и мягкий и делаешь что он говорит а он страшный и чужой а ты не ты да просто плывешь по голосу и по движению тянешься.

  8. кто вам сказал, что при ранней детской шизофрении у детей не возникает нарушений мышления? как раз наоборот.

  9. Но ведь шизофрения, это не идиотия. А нарушение мышления, искажение понимания и все в этом духе. Не путайте шизофрению с умственной отсталостью.

  10. Из всех стадий рисования ИДИОТУ доступна только первая – стадия штрихов……..

    1. По теме идиотизма Вам конечно виднее,
      но здесь пишется о больных ШИЗОФРЕНИЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016