Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Рисунки здоровых детей дошкольного возраста.

Рисование детей «… представляет собой крайне поучительный предмет исследований», — писал В.М. Бехтерев (1910).

Первый, кто основательно занялся психологией детского искусства, был Ricci. В 1887 г. вышла в свет его книга «Дети — художники».

Несколько позже профессор Лейпцигского университета Лампрехт (1909) положил начало движению в пользу собирания детского рисунка. Мюнхенский педагог Kerschensteiner издал крупную работу о детских рисунках «Развитие способности к рисованию» (1905).

Ricci, проанализировав 1000 рисунков детей народных школ, пришел к заключению, что до 3 лет ребенок вообще едва понимает, какие следы на листе бумаги оставляет карандаш. Но как только появляется удовольствие, в 99 из 100 случаев ребенок изображает человека в виде четырехугольника или кружочка с отходящими от них двумя перпендикулярными линиями (в форме «головонога»). Такое упрощение человека свойственно иногда и детям более старшего возраста. Для детских рисунков характерно стремление изображать детали предметов, которые при всей малозаметности производят на ребенка большое впечатление. Так, если он рисует дом, то скорее забудет изобразить окна, чем трубу, из которой обычно идет дым.

Многие авторы приходят к выводу, что совершенствование рисования у детей нарастает закономерными ступенями, соответствующими возрасту рисовальщика.

Можно довольно точно проследить, как из года в год изменяется творчество ребенка.

Sully (1901), исследовав рисунки детей в различные возрастные периоды, выделил несколько стадий. На ранней стадии наблюдается неопределенная, бесформенная мазня. Это бесцельные движения карандаша в разных направлениях, каракули, хаос слегка изогнутых линий. Мазня чисто спонтанная и не похожа ни на один из предложенных образцов. Иногда она напоминает некую форму и даже получает определенное название. Ребенок может вкладывать в нее произвольное значение.

Вторая стадия — «стадия лунной схемы человеческого лица». Она постепенно вытекает из первой стадии. Кривые линии превращаются в петли. Ребенок рисует лицо человека в виде примитивного круга, грубо располагая на нем точки.

Третья стадия — изображение фигуры человека и животных (на 6-м году жизни). Человек и животные представлены сложнее, чем на предыдущей стадии.

Рисунок в некоторой степени приближается к действительности. Ребенок пытается изобразить трудные части тела и умеет рисовать человека в профиль.

Sully высказал интересное замечание: ранние живописные изображения человека и животных имеют эмбриональную конфигурацию. Он считает, что как художник ребенок скорее является символистом, чем натуралистом. Точки зрения других авторов совпадают с данными Sully в отношении порядка развития детского рисунка. Это касается как способа выражения отдельных пунктов и их связей между собой, так и порядка появления этих пунктов и взаимосвязей.

Baldwin (1903) проследил способность своей дочери рисовать в возрасте с 1 года 7 месяцев до 2 лет 3 месяцев. В раннем возрасте отмечалось простейшее и неопределенное, общее подражание движениям учителя. В 1 год 7 месяцев девочка двигала своей рукой от плеча. Через несколько месяцев она начала сгибать руку в локтевом и луче-запястном суставах, а в 2 года 3 месяца найчилась работать пальцами.

Подобно словам, рисунки ребенка представляют собой лишь общие схемы различных людей и предметов. Один и тот же рисунок изображает у ребенка (особенно маленького) и отца, и брата, и дядю, а нередко и лиц женского пола: мать, сестру, тетю. Одна и та же схема часто годится не только для собаки, кошки, но и для курицы, гуся. С возрастом изображения становятся все более индивидуальными, что характеризует не только развитие техники, но и рост представлений ребенка (Ф. Чада, 1911).

Kerschensteiner (1914) различает несколько ступеней в развитии рисования у детей:

1. Ступень схемы. Форма тела, сочетание членов, пропорциональность частей, линии движения и т.д. совершенно безразличны для ребенка. Он только выражает, что человек имеет те или другие части тела, не дифференцируя людей. Себя и других он рисует одинаково схематично. Рисует ли ребенок игру в снежки или похоронную процессию, схема человеческих фигур будет одна и та же. На этой ступени мы имеем дело только с символическим изображением предмета, а не с правдоподобным, похожим на действительный вид и формы его.

2. Ступень возникающего чувства формы и линии. Эта ступень нерезко отграничена от первой. Есть много рисунков, которые можно отнести одинаково к первой и второй ступени. Но фигуры уже приближаются к действительному виду предметов. Относительно правильно передается пропорциональность отдельных частей тела.

3. Ступень правдоподобного изображения. Фигура человека становится похожей на реальную. Однако ребенок еще не обладает способностью передавать пластичность предмета, глубину пространства, преспективу. весь рисунок представляет собой одни очертания плоскости.

4. Ступень пластического изображения. Человеческие фигуры представлены в различных позах, передается даже движение. Формы тела изображаются выпукло при помощи соответствующего распределения света и тени и размещения контуров, отмечаются пластичность предмета, глубина пространства и перспектива. Четвертая ступень начинается с 11-летнего возраста и не у всех детей. До 10 лет она встречается в виде редкого исключения. Без преподавания лишь немногие дети собственными силами идут дальше третьей ступени. Автор делает вывод, что обучение рисованию по моделям в четырех младших классах (7-11 лет) приносит мало пользы. У детей 7-8 лет рисование по памяти и представлениям дает более благоприятные результаты, чем рисование по образцам.

Излюбленным объектом рисования после человека является животное. Наблюдения Kerschensteiner показывают, что больше 50% детей до 7 лет не используют дифференцированных схем для разных животных, а всех их рисуют по одной схеме. Из них 10% детей для изображения животного употребляют даже схему человеческой фигуры. Среди детских рисунков редко встречается изображение человека или животного в движении.

Traube (1937) определяет первую стадию рисунка как стадию мазни и примитивных человечков. Вторая стадия — изображение геометрических рисунков. Если ребенок старше 6 лет выполняет примитивный рисунок с геометрическими формами, то это свидетельствует о его психической отсталости. Rouma также считает, что рисунки больных детей напоминают рисунки самых маленьких детей.

Между нормально развитыми детьми и отсталыми имеется большая разница в скорости развития творчества. Из всех стадий рисования идиоту доступна только первая — стадия штрихов (Г. Я. Трошин, 1915). В результате сравнительного анализа детских рисунков в разных странах выделены следующие основные этапы (стадии) развития: 1) период «каракуль», 2) период схематических изображений, 3) переходный период к правдоподобному, реалистическому изображению. Г.Я. Трошин указывает, что при изображении предмета ребенок вначале выделяет его форму, а затем переносит ее на бумагу. Только к концу 3-го года появляется возможность изобразить форму предметов. Упрощение и обобщение — яркие и постоянные черты детского рисования. Ребенок обощает предмет, упрощает его сложные очертания, схематизирует. Он передает на бумаге не реальный образ действительности, а его условно — художественный символ (В. Воронов, 1919).

А.М. Кутаенко (1927) различает в художественном развитии ребенка 6 показателей: линии, формы, композиции, движения, пространства, цвета. Композиция — когда предметы существуют не отдельно, а связаны целой цепью взаимоотношений и внесены в рисунок. Последний усложняется чертами, взятыми из действительности. Получается рисунок — рассказ, например пейзаж.

Потребность в рисовании обязательна для каждого растущего ребенка (В.А. Артемов, 1929). Дети особенно увлекаются рисованием в возрасте от 3 до 10-12 лет. Затем наступает период затишья, сменяемый периодом падения изобразительного творчества. Умственное развитие, тип поведения, социально — экономическое положение детей оказывают заметное влияние на их творчество. Наряду с этим отмечаются возрастные и половые различия.

В рисунке дети воспроизводят не то, что видят, а то, что переживают (Е.А. Аркин, 1948). По мнению Goodenough, вначале ребенок рисует то, что знает о предмете, а позднее то, что видит. Вначале он преувеличивает размеры предметов, которые кажутся ему важными или интересными, и сводит к минимуму или упускает другие части, мало внимания уделяет деталям объекта.

Е.А. Флерина (1946) подчеркивает, что объективная реальность, стремление детей к познанию окружающего побуждает их к изобразительному творчеству. Она придает большое значение широкому художественному воспитанию детей. Автор выдвигает на передний план познавательную функцию детского творчества в противоположность зарубежным исследователям, которые на первое место ставят интуицию, переживания и подходят к этому вопросу с позиции фрейдизма и идеалистического символизма.

15 комментариев

Add a Comment
  1. Есть теория, что многие заболевания есть следствие похищения.
    Я собираю свидетельства похищений. Если у Вас такое есть, напишите мне на comeseeme@rambler.ru

  2. Ниро,тебя подчиняли наверное чтобы вылечить,таблетками подчиняли твою волю мне кажется,по крайней мере от того что ты написала отталкиваюсь!

  3. Я целиком и полностью с вами согласен.Браво с большим уважением.

  4. многие гении сходят сума, но сумасшествие не является признаком гениальности….на мой взгляд шизофрения самое загадочное заболевание, которое носит не только приобретенный но и врожденный, а также и наследственный характер… при этом человек действительно может отличаться не только средней но и повышенной способностью творческих самовыражений, логикой в полном понимании ее, и по мимо прочего у него часто сильно развита интуиция….

    1. единственная причина это предрасположенность как часть общего детерминизма, нечто ведущее человека по тем или иным стопам
      можно анализировать, привносить некие пояснения, личные взгляды, собственное понимание, которое возможно сгладит картину болезни, этим занимаются теологи, психологи, психофармакологи через воздействие непосредственно на химструктуры человека
      но есть одна основа — внутренний конфликт, конфликт веры и реальности, конфликт восприятия и данности
      с самого рождения формируется человечек его мир, впитываются операнты восприятия, предметы, сентенции, всё что впоследствии складывается, разделяется, создаются некоторые законы, в той или иной мере навязанные извне, в той или иной мере генерируемые самим человеком — его наблюдением и вниманием к окружающему миру
      так создаются некоторые научные и какбы неоспоримые миры, тоесть также как упомянутые религии, психология, философии и тем не менее ни человеческий мозг ни гипотетическое сознание какбы стоящее над телом, не изучены достаточно чтобы создавать нечто ограниченное и целостное биполярное либо больное либо здоровое, посему физиология и ограничивает пояснение здравия как комфорт, все события сопоставимые с комфортом как внутренним так и внешний в отношениях с миром с окружающими людьми итп
      болезньже какбы психологического характера это в начале упомянутый конфликт внутри сознания
      почему это происходит? единственная причина — уверенность, знания, вера, надежда, страх итд, всё что формируает некоторые границы, которые рано или поздно разрушаются, то как будет воспринято смещение границ так будет проистекать процесс
      единственное решение это исключение присутствия чегобыто нибыло якобы ненормального, именно создание догм и некоторых сказочных персонажей вроде бога, дьявола, и их производных, создаёт в религиозных людях определённого рода отклонения, и причина только лишь в том, что человек лишается критического восприятия любых неизведанных событий, когда дело касается его лично, так например человек якобы атеистичный в единочасье становится создающим богов, демонов итп
      мозг ребёнка и мозг взрослого по мере развития создаёт собеседников, созидает целые миры из того что якобы не запоминается или воспринимается какбы не серьёзно, из осознанного и нет формируется мир
      что происходит далее? при осознании при отсутствии собственных ограничений, кроме ограничений своего естесства, создаётся искусственный мир разрушаемый болезнью, а иногда банальным развитием науки и если человек не готов к тому что всё во что он верил может разрушится в один миг, что всё что якобы созидается извне всё равно формируется его собственным восприятием, если человек не готов к перспективе если он отказывается в течении детства и предпубертатного периода от некоторых своих особенностей и внимает внешним формам якобы однозначно верным, в конечном итоге происходит сбой, что всеголишь неосознанный внутренний конфликт между правдой и «истиной» где правда в буквальном, во всех событиях и формах приятия мира, а «истина» — некоторая замена в виде чегото внешнего
      лишение человека свободы — внутренних естесственных ограничений, создаёт несвободу как болезнь — ограничение догмами в конфликте с внутренним миром создающих решение в виде шизоиднопараноидальных личностей, депресси, мании, итд то что в своей основе является нормой, в том случае если страх предупреждающ, а воображение осознанно и является творческим процессом итп, вне сознательного, в ситуации в которой неосознанное переполненно ложью себе(в виде сокрытия, в виде изменения прочувствованного) приводит к сублимации в воспаление подсознания и проэкции, при проэкциях как в стадии компенсации болезни определяются извне, в посторонних людях в несовершенстве мира итд итд
      в стадии декомпенсации всё сокрытое чемлибо кроме природы человека, уже проявляется собственно дискомфортом личности, т.е болезнью

      всё это некий путь развития, сумашестве, гениальность, формирование тех или иных форм возрения, всё это предрасположенность, раскрывающаяся таким-то образом

      внутренний потенциал человека, его способности это стержень, если его гнуть, ломать, плавить, всё это в конечном итоге приводит к конфликту, так как кроме химической или физической формы есть некий матрикс, возвращающий всё на круги своя, генетический матрикс, а возможно есть и некий «верхний» геном, в свою очередь формирующий те или иные генотипы
      возможно есть некая реинкарнация в которой и проявляется эволюция в виде генетических форм и их взаимодействие, но опятьже, ни мозг ни генетика ни их гипотетические духовные операторы, ничего из этого не изучено и не будет изучено, так как изучение использует прошлый опыт и перспективу, а развитие это рост и изменеие как самих форм так и их перспективы

      страх неизведанного, но гдебы был это страх еслибы человек осознавал что всё сформировано им самим, тоесть не вселенная или природа, а личное восприятие таковых?
      костность взглядов, где бы те были еслибы человек стал более внимателен к истории, к происходящему с окружающими, с ним самим?
      всё это приходящее, а что вечно всё равно остаётся неизвестным:)

  5. шизоидность это свойство любой личности, крайне низкие показатели равно как и крайне высокие — могут проявляться патологией только с кореляцией другими своствами психотипа личности
    ни гениальность ни шизоидность не лежат в чёткой взаимосвязи, это всё отдельные свойства сознания, которые могут быть взаимосвязаны, а могут не быть
    по недавним исследованиям, темнеменее, и у талантливых исследуемых и у шизофреников были выявлены некоторые особенности нейрорегуляции, у тех и у других обнаружено свойство сниженной «фильтрации» мышления, разница только в том, что шизофреник не контролирует мыслительный поток и находится под властью своего биофармакокинеза(галлюцинации, параноидальный бред, аллогические идеи, итд), в то время как талантливый человек воспроизводит нечто оформленное, в литературе, живописи, музыке, математике(прикладной — архитектура, физика, астрономия, биохимия итп)

    как в любой патологии шизофрения это обратный процесс взаимодействия тела(психики) и духа(личности)

    по более старым, хотя и также недавним исследованиям, мозг любого шизофреника поражён тем или иным образом — гематомы, новообразования и как следствие биохимический дисбаланс

    олигофрения и шизофрения также могут быть связаны, а могут и не быть

    в любом случае определяющий фактор это волевой аппарат или «центр веры» он собственно и определяет действительно здравие психики, детский мозг всегда или почти всегда обладает большей гаммой восприятия, «коррекция» будьто социальная или психиатрическая может вызвать течение латентной шизофрении или скрытой, в первом случае болезнь отгорожена подсознанием, как у большинства нормальных людей, во втором — больной знает что болен, но адоптивен
    реальноже тоесть абсолютно здоровым человеком может быть только человек с аутокоррекцией, точнее с самостоятельным использованием волевого аппарата, отвечающего за общее состояние психики, в то время как такназываемые здоровые люди в большинстве своём гипнабельны и перепрограмируемы любой авторитарной(для них) личностью, структурой, якобы собственной идеей, и при таком стечении обстоятельств, стрессовые или напротив крайнеблагоприятные ситуации могут спровоцировать любую форму психодеструкции

    1. ну вот, теперь у вас новый «авторитет» видимо:) ране вы цитировали педивикию, а теперь как якобы подтверждение, мои записи, кстати если вы здесь модерите, очень хорошо, что вроде всё на месте, или почти, не важно, но часть каментов не отображалась, а теперь всё хорошо и главное, сразу появляется, что не может не радовать:)
      вобщем пока в наших с вами пересечаниях, кроме гипомании, сенсетивности, раздрожительности и агрессии от вас всё пальцем в небо, даже ссылки на меня любимого, но как по мне ниодно из вышеупомянутых моих качеств мне не в тягость, и для меня это не расстройства, а свойства моей личности, коюю я не ретуширую и не кастрирую, слава богу
      вы сами то себе какой диагноз поставите, доктор?

      кстати об агрессивности, современная генетика обнаружила ген агрессии, он в наличии у любого человека кроме людей с синдромом дауна, но я их в отличие от вас не считаю больными, а пологаю их, возможно неким эволютивным вариантом, точнее некий пример природы, что возможно следующий этап будет не только безагрессивный но и скажем более интелектуален нежели вы или я и при этом они будут не даунами и не латентными агрессорами вроде вас:)

  6. Потрясающе!

  7. Соглашусь всё таки с Midory — шизофрение и идиот — это разные понятия, диагнозы, и т.д.
    шизофреник не обязан быть умственно отсталым — искажение восприятия присутствует, но оно не свидетельствует об отсутствии логики… просто классификация понятий у шизофреников может просто основываться на отдаленных и неочевидных признаках. Вообще многие шизофреники довольно умны и талантливы. Вспомните хотя бы математика Нэша…

    1. Хочу вас поправить по поводу «Многие шизофреники довольно умны и талантливы». Шизофрения не признак гениальности, таланта и т.д. Шизофрения — это расстройство личности, душевная болезнь. А если короче, то скорее гениальность личности — причина шизофрении, но не наоборот.

      А рисунки, однако, прекрасный способ «взглянуть на мир глазами пациента». Хотя сам начинаешь сходить сума, после попыток осмыслить, понять и т.д. :-)

      Всем всего хорошего! Любви, счастья, здоровья. Живите, любите друг друга :-) и пусть в ваших головах будут всегда только светлые и добрые мысли.

    2. знаете мне 16 и я болела шизофренией три года я провалялась в психушке эти дни я не помню наверно из за таблеток которые там дают. О том что вы говорите чушь. Когда болеешь не думаешь что болен что не такой как все, не думаешь что говоришь делаешь ешь рисуешь спишь ты этого не замечаешь только слышишь голос терпкий и мягкий и делаешь что он говорит а он страшный и чужой а ты не ты да просто плывешь по голосу и по движению тянешься.

  8. кто вам сказал, что при ранней детской шизофрении у детей не возникает нарушений мышления? как раз наоборот.

  9. Но ведь шизофрения, это не идиотия. А нарушение мышления, искажение понимания и все в этом духе. Не путайте шизофрению с умственной отсталостью.

  10. Из всех стадий рисования ИДИОТУ доступна только первая – стадия штрихов……..

    1. По теме идиотизма Вам конечно виднее,
      но здесь пишется о больных ШИЗОФРЕНИЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016