Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Однако творчество не всех больных одинаково. В литературе приводятся примеры одаренных детей. А.И. Трофимова (1936) описывает девочку 10 лет, страдающую шизофренией, с узко односторонней художественной одаренностью. Она занималась вырезыванием, лепкой и рисованием исключительно животных. Лучше всего она вырезала. За 30 минут она могла вырезать до 30 силуэтных изображений разных животных без предварительного нанесения контура на бумагу. В среднем через минуту появлялась вполне законченная фигура. Изображения были динамичными, яркими, отчетливыми. Фигуры имели все детали морфологической структуры животного: суставные выпуклости на конечностях, когти на лапах, пышную извилистость рога у оленя. В ее творчестве каждое животное сохраняло индивидуальный облик, например, мягкость движений кошки, гордую осанку льва.

Bender (1937) сообщает о 6-летнем больном, страдавшем шизофренией. Первые рисунки его напоминали мазню, характерную для полуторалетнего ребенка.

В дальнейшем изображения человека были очень примитивными, с необычным расположением частей лица и тела. Например, рот находится не на лице, а на животе.

Ferdiere (1951) указывает, что при шизофрении рисунок нередко остается незавершенным. Ребенок берет один лист бумаги, что-то рисует и бросает, затем — другой лист и ничеего не доводит до конца.

Duranton (1956) отмечает, что техника и сюжет рисунков детей, больных шизофренией, отражают расстройства их мыслительных процессов. В тематике проявляются фантастичность и агрессивность (расстрел, злые звери и т.п.).

Bobon (1957) описывает 15-летнюю больную шизофренией, которая на протяжении нескольких месяцев в бесчисленном количестве рисовала только деревья. Затем она изображала женщин с изуродованными руками. Потом все рисунки заполняла фигурами неопределенной формы, в которые вписывались мужские лица без ртом.

Stard и Skula (1960) приводят рисунки 10-летнего мальчика, страдающего шизофренией. Его творчество характеризовалось неуместным употреблением красок, символикой, фантазией, отсутствием перспективы. Продукция этого больного напоминала рисунки 6-летнего ребенка.

Рисунок больных шизофренией детей во многом напоминает рисунок взрослых больных (отсутствие композиции, нарушение пространственных отношений, диспропорция и т.д.). Отличием являются определенные возрастные особенности техники и тематики рисунков (С.А. Болдырева, В.П. Кудрявцева, 1967). Иногда возникает подозрение о «регрессе».

С достоверностью о нем можно говорить лишь на основании динамического сопоставления рисунков до и во время болезни или на разных этапах течения шизофрении. Отсутствие этих данных не позволяет исключить одностороннее отставание ребенка в развитиии (изобразительном творчестве), если рисунки соответствуют более младшей возрастной группе. При олигофрении отставание в рисовании сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Во Франции имеются две тенденции в оценке рисунков: типологическая и психоаналитическая. Типологическая интерпретация связана с работами Minkowska (1949). Последняя считает, что в художественной продукции в значительной мере отражается характер исполнителя. Она различает и противопоставляет как полюсные сенсориальный и рациональный характеры. По ее мнению, рисунки Ван Гога — «чувственно-эпилептического» полюса. Minkowska считает, что все детские рисунки можно расположить между этими двумя полюсами: на одном полюсе («чувственно-эпилептическом») находится универсальная конкретность, чувственность движений, а на другом («шизо-рациональном») — универсальная абстрактность, неподвижность конструкции и символизм.

Для «чувственно — эпилептического» типа творчества характерно слияние, объединение, а для «шизо — рационального» — разъдинение. В первом случае все части собираются в одно целое, во втором — органически связанные части разъединяются. Это крайности патологии, а в норме более или менее выражена та или иная тенденция. По мнению Minkowska, у детей, больных шизофренией, резко выражены монотонность, геометричность и симметрия элементов, которые в то же время мало связаны или вообще не связаны между собой. Классификация рисунков Minkowska на «чувственно — эпилептический» и «шизо — рациональный» типы не выдерживает критики, поскольку творчество душевнобольных представляет собой огромное многообразие.

Совершенно неправомерно взятые от больных типы рисунков переносить на здоровых людей. Рисунки детей, страдающих шизофренией, диссоциированы, как и сама личность (аутизм, болезненный рационализм, расщепление мышления). В них отсутствует конкретная связь с действительностью (Strand, Skula, 1960)/

Некоторые дети чрезмерно увлечены рисованием. Colbert и Koegler (1961) наблюдали подростков, заболевших шизофренией в детстве, которые все свободное время заполняли рисованием поездов, ракет, часов. В отличие от них здоровые дети, если и проявляли повышенный интерес к рисованию, то посвящали им лишь часть активной жизни.

Albee и Hamlin (1949) отмечают, что на основании рисунков можно судить об общей адаптации больных. М.П. Кононова (1949) констатирует большое стремление страдающих шизофренией к рисованию. В нем она усматривает проявление компенсаторных механизмов. «Когда шизофреник стремится к рисованию, — пишет автор, — он тем самым стремится оформить свое внутреннее состояние. Кроме того, рисование как деятельность помогает шизофреникам выходить из своей обособленности и как-то утвердится в реальности. Даже само выявление в рисунке болезненных переживаний может оказаться оздоровляющим как отреагирование этого болезненного».

Автор правильно отмечает, что больные шизофренией наиболее продуктивны в художественном творчестве. Особенно интересны «свободные» рисунки. Больные редко копируют картины, мало подражают. Автор обращает внимание на тот факт, что в острой фазе шизофренического процесса дети много говорят и совсем не рисуют. А те, которые много рисуют, обычно молчат. «Одна функция, — пишет М.П. Кононова, — как бы заменяет другую, а обе служат одной цели: оформлению внутренних переживаний».

Изменение рисунков наблюдается не только при шизофрении, но и при других заболеваниях. При возбуждении, дисфориях и депрессиях у детей преобладают рисунки геометрической формы, без живых существ, бессюжетная мазня. Отсутствие композиции и движения в рисунке является признаком умственной отсталости (Traube, 1937).

Рисунки малого размера, по мнению Traube, — признак робости, застенчивости. Рисунки с наклонными домами, деревьями — признак депрессии. Чем больше размыт рисунок, тем сильнее депрессия. Слабые, еле заметные линии бывают у физически слабых детей при состоянии депрессии. Сильные линии обычно проводит ребенок с энергичным характером или физически сильный. Пачкотня со слабыми линиями говорит о беспокойстве, депрессии. Чем более выражено возбуждение и беспокойство, тем беспорядочнее мазня и сильнее линия.

Rouma (1913) установил, что рисунки недоразвитых детей похожи на рисунки более маленьких детей. Они характеризуются регрессией к более низким стадиям развития с особо подчеркнутыми автоматизмами, мелочностью и частым повторением одной и той же формы.

Labar, Croufer и Bobon (1969) сообщают, что во время соматических заболеваний при высокой температуре рисунки у детей имеют вид каракуль, штрихов, появляется символика.

15 комментариев

Add a Comment
  1. Есть теория, что многие заболевания есть следствие похищения.
    Я собираю свидетельства похищений. Если у Вас такое есть, напишите мне на comeseeme@rambler.ru

  2. Ниро,тебя подчиняли наверное чтобы вылечить,таблетками подчиняли твою волю мне кажется,по крайней мере от того что ты написала отталкиваюсь!

  3. Я целиком и полностью с вами согласен.Браво с большим уважением.

  4. многие гении сходят сума, но сумасшествие не является признаком гениальности….на мой взгляд шизофрения самое загадочное заболевание, которое носит не только приобретенный но и врожденный, а также и наследственный характер… при этом человек действительно может отличаться не только средней но и повышенной способностью творческих самовыражений, логикой в полном понимании ее, и по мимо прочего у него часто сильно развита интуиция….

    1. единственная причина это предрасположенность как часть общего детерминизма, нечто ведущее человека по тем или иным стопам
      можно анализировать, привносить некие пояснения, личные взгляды, собственное понимание, которое возможно сгладит картину болезни, этим занимаются теологи, психологи, психофармакологи через воздействие непосредственно на химструктуры человека
      но есть одна основа — внутренний конфликт, конфликт веры и реальности, конфликт восприятия и данности
      с самого рождения формируется человечек его мир, впитываются операнты восприятия, предметы, сентенции, всё что впоследствии складывается, разделяется, создаются некоторые законы, в той или иной мере навязанные извне, в той или иной мере генерируемые самим человеком — его наблюдением и вниманием к окружающему миру
      так создаются некоторые научные и какбы неоспоримые миры, тоесть также как упомянутые религии, психология, философии и тем не менее ни человеческий мозг ни гипотетическое сознание какбы стоящее над телом, не изучены достаточно чтобы создавать нечто ограниченное и целостное биполярное либо больное либо здоровое, посему физиология и ограничивает пояснение здравия как комфорт, все события сопоставимые с комфортом как внутренним так и внешний в отношениях с миром с окружающими людьми итп
      болезньже какбы психологического характера это в начале упомянутый конфликт внутри сознания
      почему это происходит? единственная причина — уверенность, знания, вера, надежда, страх итд, всё что формируает некоторые границы, которые рано или поздно разрушаются, то как будет воспринято смещение границ так будет проистекать процесс
      единственное решение это исключение присутствия чегобыто нибыло якобы ненормального, именно создание догм и некоторых сказочных персонажей вроде бога, дьявола, и их производных, создаёт в религиозных людях определённого рода отклонения, и причина только лишь в том, что человек лишается критического восприятия любых неизведанных событий, когда дело касается его лично, так например человек якобы атеистичный в единочасье становится создающим богов, демонов итп
      мозг ребёнка и мозг взрослого по мере развития создаёт собеседников, созидает целые миры из того что якобы не запоминается или воспринимается какбы не серьёзно, из осознанного и нет формируется мир
      что происходит далее? при осознании при отсутствии собственных ограничений, кроме ограничений своего естесства, создаётся искусственный мир разрушаемый болезнью, а иногда банальным развитием науки и если человек не готов к тому что всё во что он верил может разрушится в один миг, что всё что якобы созидается извне всё равно формируется его собственным восприятием, если человек не готов к перспективе если он отказывается в течении детства и предпубертатного периода от некоторых своих особенностей и внимает внешним формам якобы однозначно верным, в конечном итоге происходит сбой, что всеголишь неосознанный внутренний конфликт между правдой и «истиной» где правда в буквальном, во всех событиях и формах приятия мира, а «истина» — некоторая замена в виде чегото внешнего
      лишение человека свободы — внутренних естесственных ограничений, создаёт несвободу как болезнь — ограничение догмами в конфликте с внутренним миром создающих решение в виде шизоиднопараноидальных личностей, депресси, мании, итд то что в своей основе является нормой, в том случае если страх предупреждающ, а воображение осознанно и является творческим процессом итп, вне сознательного, в ситуации в которой неосознанное переполненно ложью себе(в виде сокрытия, в виде изменения прочувствованного) приводит к сублимации в воспаление подсознания и проэкции, при проэкциях как в стадии компенсации болезни определяются извне, в посторонних людях в несовершенстве мира итд итд
      в стадии декомпенсации всё сокрытое чемлибо кроме природы человека, уже проявляется собственно дискомфортом личности, т.е болезнью

      всё это некий путь развития, сумашестве, гениальность, формирование тех или иных форм возрения, всё это предрасположенность, раскрывающаяся таким-то образом

      внутренний потенциал человека, его способности это стержень, если его гнуть, ломать, плавить, всё это в конечном итоге приводит к конфликту, так как кроме химической или физической формы есть некий матрикс, возвращающий всё на круги своя, генетический матрикс, а возможно есть и некий «верхний» геном, в свою очередь формирующий те или иные генотипы
      возможно есть некая реинкарнация в которой и проявляется эволюция в виде генетических форм и их взаимодействие, но опятьже, ни мозг ни генетика ни их гипотетические духовные операторы, ничего из этого не изучено и не будет изучено, так как изучение использует прошлый опыт и перспективу, а развитие это рост и изменеие как самих форм так и их перспективы

      страх неизведанного, но гдебы был это страх еслибы человек осознавал что всё сформировано им самим, тоесть не вселенная или природа, а личное восприятие таковых?
      костность взглядов, где бы те были еслибы человек стал более внимателен к истории, к происходящему с окружающими, с ним самим?
      всё это приходящее, а что вечно всё равно остаётся неизвестным:)

  5. шизоидность это свойство любой личности, крайне низкие показатели равно как и крайне высокие — могут проявляться патологией только с кореляцией другими своствами психотипа личности
    ни гениальность ни шизоидность не лежат в чёткой взаимосвязи, это всё отдельные свойства сознания, которые могут быть взаимосвязаны, а могут не быть
    по недавним исследованиям, темнеменее, и у талантливых исследуемых и у шизофреников были выявлены некоторые особенности нейрорегуляции, у тех и у других обнаружено свойство сниженной «фильтрации» мышления, разница только в том, что шизофреник не контролирует мыслительный поток и находится под властью своего биофармакокинеза(галлюцинации, параноидальный бред, аллогические идеи, итд), в то время как талантливый человек воспроизводит нечто оформленное, в литературе, живописи, музыке, математике(прикладной — архитектура, физика, астрономия, биохимия итп)

    как в любой патологии шизофрения это обратный процесс взаимодействия тела(психики) и духа(личности)

    по более старым, хотя и также недавним исследованиям, мозг любого шизофреника поражён тем или иным образом — гематомы, новообразования и как следствие биохимический дисбаланс

    олигофрения и шизофрения также могут быть связаны, а могут и не быть

    в любом случае определяющий фактор это волевой аппарат или «центр веры» он собственно и определяет действительно здравие психики, детский мозг всегда или почти всегда обладает большей гаммой восприятия, «коррекция» будьто социальная или психиатрическая может вызвать течение латентной шизофрении или скрытой, в первом случае болезнь отгорожена подсознанием, как у большинства нормальных людей, во втором — больной знает что болен, но адоптивен
    реальноже тоесть абсолютно здоровым человеком может быть только человек с аутокоррекцией, точнее с самостоятельным использованием волевого аппарата, отвечающего за общее состояние психики, в то время как такназываемые здоровые люди в большинстве своём гипнабельны и перепрограмируемы любой авторитарной(для них) личностью, структурой, якобы собственной идеей, и при таком стечении обстоятельств, стрессовые или напротив крайнеблагоприятные ситуации могут спровоцировать любую форму психодеструкции

    1. ну вот, теперь у вас новый «авторитет» видимо:) ране вы цитировали педивикию, а теперь как якобы подтверждение, мои записи, кстати если вы здесь модерите, очень хорошо, что вроде всё на месте, или почти, не важно, но часть каментов не отображалась, а теперь всё хорошо и главное, сразу появляется, что не может не радовать:)
      вобщем пока в наших с вами пересечаниях, кроме гипомании, сенсетивности, раздрожительности и агрессии от вас всё пальцем в небо, даже ссылки на меня любимого, но как по мне ниодно из вышеупомянутых моих качеств мне не в тягость, и для меня это не расстройства, а свойства моей личности, коюю я не ретуширую и не кастрирую, слава богу
      вы сами то себе какой диагноз поставите, доктор?

      кстати об агрессивности, современная генетика обнаружила ген агрессии, он в наличии у любого человека кроме людей с синдромом дауна, но я их в отличие от вас не считаю больными, а пологаю их, возможно неким эволютивным вариантом, точнее некий пример природы, что возможно следующий этап будет не только безагрессивный но и скажем более интелектуален нежели вы или я и при этом они будут не даунами и не латентными агрессорами вроде вас:)

  6. Потрясающе!

  7. Соглашусь всё таки с Midory — шизофрение и идиот — это разные понятия, диагнозы, и т.д.
    шизофреник не обязан быть умственно отсталым — искажение восприятия присутствует, но оно не свидетельствует об отсутствии логики… просто классификация понятий у шизофреников может просто основываться на отдаленных и неочевидных признаках. Вообще многие шизофреники довольно умны и талантливы. Вспомните хотя бы математика Нэша…

    1. Хочу вас поправить по поводу «Многие шизофреники довольно умны и талантливы». Шизофрения не признак гениальности, таланта и т.д. Шизофрения — это расстройство личности, душевная болезнь. А если короче, то скорее гениальность личности — причина шизофрении, но не наоборот.

      А рисунки, однако, прекрасный способ «взглянуть на мир глазами пациента». Хотя сам начинаешь сходить сума, после попыток осмыслить, понять и т.д. :-)

      Всем всего хорошего! Любви, счастья, здоровья. Живите, любите друг друга :-) и пусть в ваших головах будут всегда только светлые и добрые мысли.

    2. знаете мне 16 и я болела шизофренией три года я провалялась в психушке эти дни я не помню наверно из за таблеток которые там дают. О том что вы говорите чушь. Когда болеешь не думаешь что болен что не такой как все, не думаешь что говоришь делаешь ешь рисуешь спишь ты этого не замечаешь только слышишь голос терпкий и мягкий и делаешь что он говорит а он страшный и чужой а ты не ты да просто плывешь по голосу и по движению тянешься.

  8. кто вам сказал, что при ранней детской шизофрении у детей не возникает нарушений мышления? как раз наоборот.

  9. Но ведь шизофрения, это не идиотия. А нарушение мышления, искажение понимания и все в этом духе. Не путайте шизофрению с умственной отсталостью.

  10. Из всех стадий рисования ИДИОТУ доступна только первая – стадия штрихов……..

    1. По теме идиотизма Вам конечно виднее,
      но здесь пишется о больных ШИЗОФРЕНИЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016