Форум: психиатрия, психоневрология, психосоматика, психообразование, психореаниматология

Профессиональное сообщество врачей. Обсуждение психических расстройств, методов диагностики и лечения. Комментарии врачей психиатров, обмен опытом. Публикация отзывов о препаратах, психиатрических больницах и психиатрах. Лига особых интересов.

Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией

Mever сопоставляет художественное творчество до и во время у больной, которая в 50-летнем возрасте заболела шизофренией. Во время психоза резко увеличилось количество картин, изменились их тематика и стиль. Автор выделяет три периода в творчестве больной: 1) период препсихотический, когда произведения больной были всем понятны; 2) период начала психоза — изображение личных моментов, понятных лишь врачу либо тому, кто сам пережил; 3) период символический деятельности — во время развившегося психоза. После этого больная перестала рисовать.

Mever указывает, что в некоторых случаях шизофрении может произойти углубление художественного творчества с подлинным изменением стиля, т.е. с применением иных сюжетов форм и цветов как средств художественного выражения. Он считает, что особенности препсихотической личности и ее художественные способности, с одной стороны, неоднородность течения заболевания — с другой, обуславливают большое разнообразие шизофренического искусства.

В творчестве больных шизофренией можно увидеть отражение характерных признаков болезни (Jakab, 1956). Так, расщепление личности приводит к своеобразным и символическим композициям, в которых часто доминируют геометрические фигуры. В других случаях фигуры манерны, находятся в застывших позах, лишены движения. Художественную продукцию психически больных, в том числе страдающих шизофренией, Jakab сравнивает с рисунками детей, архаическим искусством и искусством примитивных народов.

Bobon (1957) описывает творчество нескольких больных шизофренией. Один из них, будучи в парафренном состоянии, отождествлял себя с рыбой и рисовал преимущественно рыб. Для больного рыба являлась символом внутреннего зрения. У другого больного рисунки имели значение магических заклинаний. Сфинкс — стилизованная голова и бюст для больного являлись изображением полового члена. Третий больной также с параноидной формой шизофрении («бред виновности со страхом кастрации») на всех рисунках изображал половой член.

Jakab (1959) сообщает о больном шизофренией 45 лет с бредовыми идеями воздействия электрическим током. Он изображад разноцветные с преобладанием красного цвета «излучения», факелы, которые на него воздействовали. Больной показывал, как его тело «пронизывают» лучи. Внутри тела находятся микробы и «убийцы», от которых «исходят излучения». Серия рисунков посвящена превращению «убийц» в фигуры людей, искаженных, деформированных, и животных, преимущественно змей, а также комбинации человеко — животных, окрашенных главным образом в красный цвет.

В рисунках взрослых, больных шизофренией отмечаются странность, амбивалентность, склонность к стилизации, орнаменту, декорированию и нарушению перспективы. Все это придает продукции схематичный вид и напоминает творчество детей и примитивного человека. Однако это сходство кажущееся.

Marinow (1960) не разделяет точки зрения Morgenthaler, Jakab и других авторов, согласно которой рисование больных в конечной стадии шизофрении представляет собой повторение фило — и онтогенетического развития. Marinow отмечает, что в изобразительном творчестве больных шизофренией находят выражение остаточные психотические симптомы, преморбидные и профессиональные особенности личности. В конечной стадии шизофренического процесса особенно нарушены функции второй сигнальной системы и речевой контакт, в связи с чем на этой стадии рисование приобретает особое значение, так как в творчестве отражаются психические расстройства и переживания больного.

Wolf (1961) приводит описание 32-летней больной, которая рисовала во время затихания шизофренического шуба. Рисунки (пустой остров, китайская стена и др.) отражали ее психическое состояние.

Arajarvi, Alanen, Viitamaki (1964) важным диагностическим критерием в рисунке считают расположение предметов, особенностей позы и лица человека. Рисункам больного шизофренией свойственны «абсурдные» черты лица, искаженные фигуры. Для оценки патологии имеет значение также положение рисунка на листе. Отсутствие одушевленной природы является, по мнению этих авторов, показателем негативистических явлений. Изолированное изображение предметов свидетельствует об отчужденности. Изобилие орнаментов часто представляет собой следствие эмоциональных нарушений. Сказочный сюжет говорит об утрате контактов с реальностью.

Диагностическое значение имеют интенсивность и качество проведения линий. Прерывистость линий характерна для шизофрении. Сильное сжимание карандаша во время рисования указывает на беспокойство или агрессивность больных шизофренией, а слабое давление на бумагу — об эмоциональной бедности.

Рисункам больных шизофренией свойственны абстрактность, схематизм, обилие орнаментов, отсутствие одушевленных предметов. Предметы нередко изображаются изолированно друг от друга.

В художественной продукции больных шизофренией, как отмечает Walter (1964), нередко примешиваются чуждые элементы, не свойственные изображаемым предметам, например человеческое лицо вписывается в неодушевленные фигуры. Создается впечатление, что в таких случаях во время рисования вклиниваются посторонние импульсы, мешающие правильно закончить работу. Части лица изображаются изолированно, вне связи между собой. Краски часто неадекватны изображенным объектам.

Многие авторы констатируют неспособность больных изображать движение. Фигуры людей производят впечатление застывших. Цветы и деревья выполнены так, словно это мертвые растения. Нередко в рисунках имеются проявления амбивалентности.

Например, у человека две головы, из которых одна выражает добро, а другая — зло.

Румынские авторы Nicolau, Enachescu, Stefanescu и Lazar (1959) сообщают о 2 больных, страдающих параноидной формой шизофрении, которые все свое время посвящали рисункам. Последние отражали нереальный, абстрактный мир и в соответствии с бредовыми идеями имели символический характер.

Winkler (1965) описывает 34-летнюю больную шизофренией, которая, не будучи художником, в психиатрической клинике начала заниматься живописью. Во время работы она непрерывно рассказывала о том, что писала. Все ее творчество являлось попыткой внести какой-то порядок в путаницу своих бредовых идей. Одна из картин называлась «Рождение нового Спасителя», другая — «Цветущее дерево», которое, по интерпретации больной, олицетворяло «рост зрелости и оплодотворение посреди хаоса». Третья картина представляла собой пересечение мужской и женской рук. Женская рука окружена цепью. В точке пересечения расположен фонтан — «эликсир жизни». Над руками «божье око» в желтом треугольнике. Серия картин посвящена «встрече мужчины и женщины, ухаживанию, опьянению и раздвоению». Все это показано на примере двух рыб, из которых самец в конечном счете превращается в дракона. Картины символические и совершенно непонятны окружающим. Своей продукцией больная показала то, что не могла высказать словами.

Navratil (1965) пишет, что при шизофреническом процессе нарушается тонкая взаимосвязь формальных категорий (форма, расположение предметов, цвет и т.д.), отсутствует их интеграция, необходимая для правильной передачи натуры. Творчество больных шизофренией характеризуется либо чрезмерным подчеркиванием, либо утратой формальных категорий. Строгий формализм и разрушение формы (деформация) свойственны этим больным

Одной из фундаментальных работ по изобразительному искусству взрослых больных шизофренией последнего времени является монография Rennert (1966). Оценку живописи больных шизофренией автор производит на основании критерия формы и критерия содержания. Показателями нарушения формы являются искажение, стереотипия, ригидность (окаменелость), распад художественной выразительности.

О нарушении формы свидетельствуют беспорядочное ннаслоение одного на другое, перегрузка рисунка, включение в него элементов письма, так называемая трансформация — диспропорция фигур, комбинация различных существ, удвоение или умножение и другие изменения анатомических частей. Шизофреническое содержание живописи проявляется бесформенной вычурной орнаментацией, пачкотней, органоподобными формами,орнаментальностью композиции, изображением механизмов, конструкций. Больным шизофренией свойственны также религиозные или сексуальные темы, космические, магические, ирреальные, аллегорические и другие необычные сюжеты.

Названия своим рисункам больные шизофренией часто дают явно неправильные, иногда по какой-то одной детали без учета рисунка в целом. Несколько чужеродных образований могут объединяться под общим названием, которое не вытекает из нарисованного (Knorr, Rennert, 1966).

Roslanowska — Kowalewska и Kowalewski (1969) проанализировали 60 художественных работ, выполненных больными шизофренией. Авторы обращают внимание на зависимость творчества от возраста, в котором начинается болезнь. При возникновении шизофренического процесса в детском и юношеском возрасте художественное творчество обнаруживает более глубокие и зафиксированные изменения. Последние выражаются в отсутствии перспективы, стереотипности и слабой связи содержания картины с окружающей действительностью. У больных с поздним началом шизофрении отчетливо выражено символическое содержание картин.

15 комментариев

Add a Comment
  1. Есть теория, что многие заболевания есть следствие похищения.
    Я собираю свидетельства похищений. Если у Вас такое есть, напишите мне на comeseeme@rambler.ru

  2. Ниро,тебя подчиняли наверное чтобы вылечить,таблетками подчиняли твою волю мне кажется,по крайней мере от того что ты написала отталкиваюсь!

  3. Я целиком и полностью с вами согласен.Браво с большим уважением.

  4. многие гении сходят сума, но сумасшествие не является признаком гениальности….на мой взгляд шизофрения самое загадочное заболевание, которое носит не только приобретенный но и врожденный, а также и наследственный характер… при этом человек действительно может отличаться не только средней но и повышенной способностью творческих самовыражений, логикой в полном понимании ее, и по мимо прочего у него часто сильно развита интуиция….

    1. единственная причина это предрасположенность как часть общего детерминизма, нечто ведущее человека по тем или иным стопам
      можно анализировать, привносить некие пояснения, личные взгляды, собственное понимание, которое возможно сгладит картину болезни, этим занимаются теологи, психологи, психофармакологи через воздействие непосредственно на химструктуры человека
      но есть одна основа — внутренний конфликт, конфликт веры и реальности, конфликт восприятия и данности
      с самого рождения формируется человечек его мир, впитываются операнты восприятия, предметы, сентенции, всё что впоследствии складывается, разделяется, создаются некоторые законы, в той или иной мере навязанные извне, в той или иной мере генерируемые самим человеком — его наблюдением и вниманием к окружающему миру
      так создаются некоторые научные и какбы неоспоримые миры, тоесть также как упомянутые религии, психология, философии и тем не менее ни человеческий мозг ни гипотетическое сознание какбы стоящее над телом, не изучены достаточно чтобы создавать нечто ограниченное и целостное биполярное либо больное либо здоровое, посему физиология и ограничивает пояснение здравия как комфорт, все события сопоставимые с комфортом как внутренним так и внешний в отношениях с миром с окружающими людьми итп
      болезньже какбы психологического характера это в начале упомянутый конфликт внутри сознания
      почему это происходит? единственная причина — уверенность, знания, вера, надежда, страх итд, всё что формируает некоторые границы, которые рано или поздно разрушаются, то как будет воспринято смещение границ так будет проистекать процесс
      единственное решение это исключение присутствия чегобыто нибыло якобы ненормального, именно создание догм и некоторых сказочных персонажей вроде бога, дьявола, и их производных, создаёт в религиозных людях определённого рода отклонения, и причина только лишь в том, что человек лишается критического восприятия любых неизведанных событий, когда дело касается его лично, так например человек якобы атеистичный в единочасье становится создающим богов, демонов итп
      мозг ребёнка и мозг взрослого по мере развития создаёт собеседников, созидает целые миры из того что якобы не запоминается или воспринимается какбы не серьёзно, из осознанного и нет формируется мир
      что происходит далее? при осознании при отсутствии собственных ограничений, кроме ограничений своего естесства, создаётся искусственный мир разрушаемый болезнью, а иногда банальным развитием науки и если человек не готов к тому что всё во что он верил может разрушится в один миг, что всё что якобы созидается извне всё равно формируется его собственным восприятием, если человек не готов к перспективе если он отказывается в течении детства и предпубертатного периода от некоторых своих особенностей и внимает внешним формам якобы однозначно верным, в конечном итоге происходит сбой, что всеголишь неосознанный внутренний конфликт между правдой и «истиной» где правда в буквальном, во всех событиях и формах приятия мира, а «истина» — некоторая замена в виде чегото внешнего
      лишение человека свободы — внутренних естесственных ограничений, создаёт несвободу как болезнь — ограничение догмами в конфликте с внутренним миром создающих решение в виде шизоиднопараноидальных личностей, депресси, мании, итд то что в своей основе является нормой, в том случае если страх предупреждающ, а воображение осознанно и является творческим процессом итп, вне сознательного, в ситуации в которой неосознанное переполненно ложью себе(в виде сокрытия, в виде изменения прочувствованного) приводит к сублимации в воспаление подсознания и проэкции, при проэкциях как в стадии компенсации болезни определяются извне, в посторонних людях в несовершенстве мира итд итд
      в стадии декомпенсации всё сокрытое чемлибо кроме природы человека, уже проявляется собственно дискомфортом личности, т.е болезнью

      всё это некий путь развития, сумашестве, гениальность, формирование тех или иных форм возрения, всё это предрасположенность, раскрывающаяся таким-то образом

      внутренний потенциал человека, его способности это стержень, если его гнуть, ломать, плавить, всё это в конечном итоге приводит к конфликту, так как кроме химической или физической формы есть некий матрикс, возвращающий всё на круги своя, генетический матрикс, а возможно есть и некий «верхний» геном, в свою очередь формирующий те или иные генотипы
      возможно есть некая реинкарнация в которой и проявляется эволюция в виде генетических форм и их взаимодействие, но опятьже, ни мозг ни генетика ни их гипотетические духовные операторы, ничего из этого не изучено и не будет изучено, так как изучение использует прошлый опыт и перспективу, а развитие это рост и изменеие как самих форм так и их перспективы

      страх неизведанного, но гдебы был это страх еслибы человек осознавал что всё сформировано им самим, тоесть не вселенная или природа, а личное восприятие таковых?
      костность взглядов, где бы те были еслибы человек стал более внимателен к истории, к происходящему с окружающими, с ним самим?
      всё это приходящее, а что вечно всё равно остаётся неизвестным:)

  5. шизоидность это свойство любой личности, крайне низкие показатели равно как и крайне высокие — могут проявляться патологией только с кореляцией другими своствами психотипа личности
    ни гениальность ни шизоидность не лежат в чёткой взаимосвязи, это всё отдельные свойства сознания, которые могут быть взаимосвязаны, а могут не быть
    по недавним исследованиям, темнеменее, и у талантливых исследуемых и у шизофреников были выявлены некоторые особенности нейрорегуляции, у тех и у других обнаружено свойство сниженной «фильтрации» мышления, разница только в том, что шизофреник не контролирует мыслительный поток и находится под властью своего биофармакокинеза(галлюцинации, параноидальный бред, аллогические идеи, итд), в то время как талантливый человек воспроизводит нечто оформленное, в литературе, живописи, музыке, математике(прикладной — архитектура, физика, астрономия, биохимия итп)

    как в любой патологии шизофрения это обратный процесс взаимодействия тела(психики) и духа(личности)

    по более старым, хотя и также недавним исследованиям, мозг любого шизофреника поражён тем или иным образом — гематомы, новообразования и как следствие биохимический дисбаланс

    олигофрения и шизофрения также могут быть связаны, а могут и не быть

    в любом случае определяющий фактор это волевой аппарат или «центр веры» он собственно и определяет действительно здравие психики, детский мозг всегда или почти всегда обладает большей гаммой восприятия, «коррекция» будьто социальная или психиатрическая может вызвать течение латентной шизофрении или скрытой, в первом случае болезнь отгорожена подсознанием, как у большинства нормальных людей, во втором — больной знает что болен, но адоптивен
    реальноже тоесть абсолютно здоровым человеком может быть только человек с аутокоррекцией, точнее с самостоятельным использованием волевого аппарата, отвечающего за общее состояние психики, в то время как такназываемые здоровые люди в большинстве своём гипнабельны и перепрограмируемы любой авторитарной(для них) личностью, структурой, якобы собственной идеей, и при таком стечении обстоятельств, стрессовые или напротив крайнеблагоприятные ситуации могут спровоцировать любую форму психодеструкции

    1. ну вот, теперь у вас новый «авторитет» видимо:) ране вы цитировали педивикию, а теперь как якобы подтверждение, мои записи, кстати если вы здесь модерите, очень хорошо, что вроде всё на месте, или почти, не важно, но часть каментов не отображалась, а теперь всё хорошо и главное, сразу появляется, что не может не радовать:)
      вобщем пока в наших с вами пересечаниях, кроме гипомании, сенсетивности, раздрожительности и агрессии от вас всё пальцем в небо, даже ссылки на меня любимого, но как по мне ниодно из вышеупомянутых моих качеств мне не в тягость, и для меня это не расстройства, а свойства моей личности, коюю я не ретуширую и не кастрирую, слава богу
      вы сами то себе какой диагноз поставите, доктор?

      кстати об агрессивности, современная генетика обнаружила ген агрессии, он в наличии у любого человека кроме людей с синдромом дауна, но я их в отличие от вас не считаю больными, а пологаю их, возможно неким эволютивным вариантом, точнее некий пример природы, что возможно следующий этап будет не только безагрессивный но и скажем более интелектуален нежели вы или я и при этом они будут не даунами и не латентными агрессорами вроде вас:)

  6. Потрясающе!

  7. Соглашусь всё таки с Midory — шизофрение и идиот — это разные понятия, диагнозы, и т.д.
    шизофреник не обязан быть умственно отсталым — искажение восприятия присутствует, но оно не свидетельствует об отсутствии логики… просто классификация понятий у шизофреников может просто основываться на отдаленных и неочевидных признаках. Вообще многие шизофреники довольно умны и талантливы. Вспомните хотя бы математика Нэша…

    1. Хочу вас поправить по поводу «Многие шизофреники довольно умны и талантливы». Шизофрения не признак гениальности, таланта и т.д. Шизофрения — это расстройство личности, душевная болезнь. А если короче, то скорее гениальность личности — причина шизофрении, но не наоборот.

      А рисунки, однако, прекрасный способ «взглянуть на мир глазами пациента». Хотя сам начинаешь сходить сума, после попыток осмыслить, понять и т.д. :-)

      Всем всего хорошего! Любви, счастья, здоровья. Живите, любите друг друга :-) и пусть в ваших головах будут всегда только светлые и добрые мысли.

    2. знаете мне 16 и я болела шизофренией три года я провалялась в психушке эти дни я не помню наверно из за таблеток которые там дают. О том что вы говорите чушь. Когда болеешь не думаешь что болен что не такой как все, не думаешь что говоришь делаешь ешь рисуешь спишь ты этого не замечаешь только слышишь голос терпкий и мягкий и делаешь что он говорит а он страшный и чужой а ты не ты да просто плывешь по голосу и по движению тянешься.

  8. кто вам сказал, что при ранней детской шизофрении у детей не возникает нарушений мышления? как раз наоборот.

  9. Но ведь шизофрения, это не идиотия. А нарушение мышления, искажение понимания и все в этом духе. Не путайте шизофрению с умственной отсталостью.

  10. Из всех стадий рисования ИДИОТУ доступна только первая – стадия штрихов……..

    1. По теме идиотизма Вам конечно виднее,
      но здесь пишется о больных ШИЗОФРЕНИЕЙ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Raptus.ru — Психиатрия. Творчество душевнобольных © 2007-2016